Школа в 20-30-е годы
Продолжается цикл публикаций, посвященных истории средней школы райцентра.
Как свидетельствует Мария Григорьевна Кованова, школа имела несколько классных комнат – две вверху и две внизу. Также была учительская комната, канцелярия и кабинет начальницы, проживающей в отдельной, специально выделенной комнате. В первый год были открыты три класса, в которых учились дети купцов-промышленников, средних и мелких кустарей и немного детей рабочих. Детям крестьян доступ в школу был закрыт. Обучение было платным, учащиеся носили свои учебники, одевались в форменную одежду. Занятия начинались в 9 утра, перед уроками – общее собрание, на которых читались и пелись молитвы.
Но не одной только прогимназией исчерпывалось образование в Мурашкине. По воспоминаниям нашего земляка, много лет проработавшего учителем, Александра Ивановича Агафонова, при храмах находились церковно-приходские школы. При храме Собора было две школы, отдельно для девочек и для мальчиков, при Спасо-Преображенском храме (бывшая пожарная часть) функционировала школа на 4 прихода. При Покровском храме была четырехлетка, а при Тихвинской церкви – шестилетка. Выпускники последней получали специальность счетного работника. В 1913 году появилась начальная земская школа в Казачьей Слободе. Также существовала единственная в России школа инструкторов по меховому производству, в ней учились не только большемурашкинцы, но и жители Сибири, Кавказа, Украины и других отдаленных регионов.
Октябрьская революция 1917 года привела к кардинальным переменам в области образования. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», изданный в феврале 1918 года изгнал церковные предметы из частных, государственных и общественных учебных заведений. В июле 1918 года делается еще один важный шаг: все образовательные учреждения передаются в ведение Наркомата просвещения, то есть становятся государственными. Параллельно закрываются частные учебные заведения, отменяются все национальные, сословные и религиозные ограничения в образовании. А в октябре 1918 года все граждане нового государства получили право на бесплатное образование независимо от расовой, национальной принадлежности или социального положения. Одновременно вводилась новая орфография – были упразднены буквы ять, фита, и десятеричное и твердый знак в качестве окончания слов. Впрочем, совсем «убивать» твердый знак реформаторы не стали, он остался в качестве разделительного знака. Алфавит обрел привычный современным русским людям вид.
Все эти преобразования не могли не затронуть Мурашкино. Церковно-приходские школы преобразовались в школы первой ступени с четырехлетним обучением. Прогимназия была превращена в школу второй ступени со сроком обучения 5 лет. По воспоминаниям М.Г. Ковановой, в педсостав влились свежие силы и школа шагнула на новую стезю. В 1920-1922 году в школу пришли замечательные учителя Б.А. Красильников и А.А. Ершов. Энергичные и умные, они отдавали всю свою энергию на благо строительства светлого, как тогда думали, коммунистического будущего. В 1921 году был выпущен первый выпуск. Школу окончили Александр Дементьев, Зоя Агафонова, Анна Ковалева, Татьяна Ипполитова, Арсений Лентовский, Мария Вязгина, Вехина (имя отсутствует).
В 1924 году в школе второй ступени обучалось порядка 120 учеников. Заведующим школой был Григорий Михайлович Родионов, математику преподавал Александр Иосифович Кучук, физику и химию Павел Михайлович Никольский, биологию Константин Евгеньевич Богословский, географию Капитолина Алексеевна Критская немецкий язык Галина Павловна Сучкова, литературу в 5-8 классах Мария Григорьевна Кованова. Обществоведение и литературу в 9-м классе преподавал Г.М. Родионов. Учителя осваивали новые программы и планы, много времени посвящали чтению художественной литературы. По свидетельству Марии Григорьевны, заведующий школой был чуткий, культурный, грамотный, оказывал большую помощь учителям, тактично указывал на ошибки и недочеты в работе. Однако, в 1926 году Г.М. Родионов был переведен заведовать Лысковским педагогическим техникумом. Новым заведующим стал И.И. Лоскович. В этот же период наметилась тенденция к пополнению школы учащимися из деревень. Юное поколение стремилось к знаниям, активно задавало вопросы. На уроках никогда не было скучно. Учащиеся выпускали стенную газету, организовывали литературные вечера.
Новый этап в развитии образования в Б.Мурашкине начался с 1930 г. Школа второй ступени уступила место новой школе, которая получила название «школа колхозной молодежи». А дети рабочих стали получать образование в фабрично-заводской семилетке с трехгодичным обучением. Она размещалась в бывшем доме купца Монева (ныне музей).
Первым директором ФЗС был К.С. Богословский, а с 1931 года – Александр Николаевич Лаптев. Кроме него, в педагогический коллектив входили Зоя Владимировна Слуцкая, Иван Александрович Романычев, Варвара Григорьевна Рыбакова, Лидия Дмитриевна Вейсова, Василий Андреевич Рыбаков, Виктор Алексеевич Петров, Надежда Николаевна Знаменская, Софья Васильевна Яблонская, Анатолий Петрович Слуцкий, Кира Михайловна Сергеева, Александр Алексеевич Матвеев, Ольга Осиповна Балымова, Анна Васильевна Бутурлина, Таисья СеменовнаТрусова, Александра Семеновна Логинова, Антонина Григорьевна Сажина, Валентина Михайловна Петрова (данные предположительно 1935 года). В дальнейшем связь с фабрикой утратилась и школа стала называться «неполная средняя школа».
Работа с подшивками и архивами выявила еще один любопытный факт. Оказывается, в Мурашкине существовал техникум семеноводства. Выпускники ФЗС получали направления именно туда, наравне с другими средне-специальными учебными заведениями. Открыт техникум был в 1932 году, срок обучения составлял три года, располагался в Туркином доме (ныне Пенсионный фонд). Первый выпуск состоялся в 1935 году. Вскоре техникум был переведен в Макарьев. Он проработал совсем недолго, но вошел в историю как первый и последний мурашкинский техникум.
Школа колхозной молодежи просуществовала до окончания коллективизации, в 1933 году были получены новые учебники, программы, были образованы 8-е, 9-е и 10-е классы. Так возникла десятилетка и был дан старт новому этапу. За время своего существования ШКМ имела большой земельный участок, ученики изучали новую сельскохозяйственную технику, летом занимались сельхозработами. Примечательный факт – в связи с этим педагогический и технический персонал отпуска получал только зимой. Еще одна особенность – существовала практика прерывать учебу на 2-3 недели для общественно-полезных работ. Разнообразен был и досуг. Работали кружки, проводились вечера художественной самодеятельности. Одну из пьес – «Изобретатели» разработал бывший воспитанник школы, впоследствии известный критик и литературовед А.Г. Дементьев.
Продолжение следует
Использованы материалы газеты "Знамя" за 1965, 1996, 2006 гг.
На фото сверху: выпуск школы 2-й ступени, 1926 год
Выпуск 1937 год
Школа колхозной молодежи, 1933 год
Учащиеся 7-го класса с М.Г. Ковановой
Расскажи друзьям:
|