Деятельность по охране здоровья обучающихся осуществляется в соответствии со ст.41 ФЗ №273 « Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. (закон), требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 с изменениями, внесёнными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011г. №85, от 25.12.2013г. №72, от 24.11.2015г. №81 (СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями) Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2010г. №1639. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Деятельность школы по охране здоровья обучающихся.
Деятельность представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся :
Учитывает социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
учитывает факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;
учитывает фактор негативного воздействия на здоровье обучающихся;
опирается на систему знаний, установок, привычек, формируемых у обучающихся в процессе обучения, правил поведения.
Особенности отношения обучающихся к своему здоровью существенно отличаются от такового у взрослых, т.к. отсутствует опыт «нездоровья» (за исключением детей с хроническими заболеваниями), затруднен прогноз последствия своего отношения к здоровью.
Наша деятельность реализуется на следующих принципах , следование которым и обеспечивает охрану здоровья обучающихся: 1.Целостность системы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся
В основной образовательной программе школы, уставе и локальных актах, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, отражена системная деятельность по формированию культуры здорового образа жизни. В частности направление воспитательной работы школы: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Основные задачи данного направления:
формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющих сознательно вести здоровый образ жизни; создание условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии,
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, потребности в знаниях о физической культуре и спорте.
Формирование здорового образа жизни способствует созданию атмосферы, основанной на доброжелательности, внимании друг к другу, уюте и комфортности, т.е. благоприятной, развивающей среды. Работа по данному направлению ведется по программе "Здоровьесберегающий подход к организации учебно-воспитательного процесса", цель которой сохранение физического и психического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Программа направлена на укрепление здоровья обучающихся, составлена с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей и в соответствии с физиологическими нормативами. В соответствии с программой, в младших классах учителями реализуется программа "Уроки здоровья".
Средством реализации данного воспитательного направления являются и следующие мероприятия и творческие дела: спортивные турниры, эстафеты, спортивные соревнования, физкультминутки на уроках, проведение месячников ПДД и здоровья.
В школе организовано взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения. 2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения учащихся.
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Имеется помещение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно–гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися (учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, психологи, медработник). 3.Рациональная организация образовательного процесса
Помимо включения в основную общеобразовательную программу направления по Воспитанию физической культуры, готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни в школе реализуются дополнительные образовательные программы, ориентированные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. К ним относятся секции «Волейбол», «Футбол», работа Школьного спортивного клуба. Творчески организована спортивная работа с обучающимися , проводятся спортивные соревнования, игры. В школе стало традицией проведение Дней здоровья.
При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности.
Учителя школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил.
Физкультурно-оздоровительная работа ведется с обучающимися всех групп здоровья. 4. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ ведется в системе классных часов и учебных предметов. Вся проводимая работа направлена на сохранение здоровья учащихся, пропаганде ЗОЖ, т.к. без решения этой проблемы вряд ли можно говорить о качественном оздоровительном процессе. Организовано взаимодействие школы и организаций физической культуры и спорта.
Особое значение приобретает разъяснительная работа с учащимися, родителями о важности систематических занятий детей физическими упражнениями. Большое внимание в наш век компьютеризации уделяется двигательной активности учащихся во время уроков и внеурочное время.
В школе работает библиотека, в фондах которой имеется научно-публицистическая, научно-методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения. На стендах систематически обновляется информация об охране здоровья. 5. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
Наличие безопасной поддерживающей среды в ОУ: благоприятный психологический климат, участие школьников в проектах по профилактике ПАВ («Мы за здоровый образ жизни»), проведение тематических классных часов, анкетирование по выявлению факторов риска распространения ПАВ и его оценка.
Приоритетными мероприятиями в профилактической работе учреждения является информирование обучающихся о профилактике таких заболеваний как ОРВИ, грипп и т.д.
В школе организована работа по профилактике вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах обучающиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании и правонарушений. 6. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний. Организация качественного горячего питания обучающихся в соответствии с требованиями санитарных правил. Привлечение педагогических и медицинских работников к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 7. Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся.
А) Мониторинг сформированности знаний и навыков культуры здоровья, безопасного образа жизни : Образовательное учреждение при постановке целей и задач учебно-воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и обучающихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Б) Мониторинг здоровья обучающихся по результатам профилактических осмотров : Ежегодно в школе проводится медосмотр, его результаты доводятся до сведения классных руководителей, родителей, заполняется в классном журнале листок здоровья.
В) Учет и анализ случаев травматизма обучающихся, количества пропусков занятий.
Г) Анализ заболеваемости за год.